Детский сад- от А до Я. Шеина Анна Олеговна 1 курс ФНО 104



Детский сад: от А до Я

«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».

Василий Александрович Сухомлинский
выдающийся советский педагог-новатор, писатель.

Детский сад. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему это образовательное учреждение так называется? Само название к нам пришло из Германии в середине 19 века, и придумано оно было педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фрёбелем. Он говорил, что «дети — это цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы». Знакомые слова о цветах жизни, неправда ли? Существуют разные мнения о необходимости детских садов. Одна часть родителей говорит, что детский сад-это неотъемлемая часть в развитии ребенка, а другая часть родителей не хочет расставаться со своим чадом и начинает придумывать для себя и окружающих кучу отговорок, например, дома малыша окружает всё самое лучшее и любимое. Но давайте, дорогие друзья, всё же разберемся, зачем нужен детский сад и какие функции несёт в себе подобное дошкольное учреждение.

Изначально дошкольные учреждения предназначались для того, чтобы родители могли отправить своё чадо в сад и уйти спокойно на работу, ведь графики в большинстве случаев совпадают. «А что? В принципе неплохо», — считают многие родители. Ребенок всегда находится под присмотром, он сыт, ему предоставлен необходимый уход и забота, помимо этого детские образовательные учреждения обеспечивают воспитание и обучение малышей. Сейчас современная система дошкольного образования состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания и центров дошкольного образования. То есть Ваш ребенок может «войти» в систему дошкольного образования уже в 1,5 года, начиная с яслей.

В свое время моя мама так и сделала. Я пошла в ясли в возрасте 2 года и 1 месяц. Первое время, примерно недели 2, меня водили на пару часов, потом это время увеличилось до обеда, а потом после месяца моего пребывания в ясельной группе я ходила уже на целый день. Но в случае с моей младшей сестрой Лерой всё было по-другому. Начиная с 1 года и 5 месяцев, мама водила сестру в группу кратковременного пребывания, где дети находились с родителями. И только через год они стали ходить в ясельную группу.

И вот тут-то я бы хотела поговорить с Вами о возрасте ребенка и его адаптации к новым условиям жизни. Многие психологи утверждают, что самым благоприятным периодом для привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду 2-3 года. Это уже такое время, когда дети становятся очень любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой или занятием, также они хорошо воспринимают речь взрослого и их легче успокоить. Но давайте вспомним, с чем у нас ассоциируется возраст 3 года? Правильно, кризис трех лет. Поэтому поводу психологи говорят, что при «наложении» кризиса трех лет и адаптации ребенка к детскому саду, у ребенка формируются самостоятельность, становление личности и привыкание к новой социальной среде. Но в этом тоже есть свои минусы, не рекомендуется отдавать ребенка в острый период кризиса, так как возрастает психическая нагрузка, лучше отдать немного позже. Но не забывайте, что период 5-6 лет тоже крайне негативно может сказаться на вашем ребенке. Потому что эти дети «домашние», они привыкли находиться в центре внимания семьи, зачастую они просто не умеют общаться с большим количеством детей. Они быстро устают от шума, плохо запоминают имена сверстников, им сложно влиться в коллектив, потому что дети такого возраста не воспринимают себя, как часть группы. Такие дети не привыкли и не понимают «безличного» обращения, они стесняются обращаться к воспитателю с какими-либо трудностями или, наоборот, не отходят от него ни на шаг. Они зажаты и неуверенны в себе.

Как же родителям облегчить привыкание ребенка к детскому саду? Для начала нужно сформировать у ребенка первоначальные навыки самообслуживания, например, есть самостоятельно, пользоваться горшком и т.д. Затем необходимо заранее поговорить с ребенком на эту тему, подготовить его к тому, что он пойдет в детский сад, лучше всего начать подобные разговоры не за 2-3 дня, а за 2-4 недели. Важная задача родителей сформировать у ребенка положительный образ детского сада, рассказать о его плюсах и достоинствах, например, о большом количестве игрушек, добром воспитателе, дружелюбных детях и о святом тихом часе, о котором мечтает каждый взрослый, и если бы у него была возможность, он обязательно вернулся бы в детский сад снова. Но, наверное, самым главным является то, что не надо взрослым слишком сильно паниковать по этому поводу и видеть в этом всё самое негативное только потому, что соседка из второго подъезда рассказала такие истории, что криминальный канал НТВ-это просто цветочки. Нужно проще относиться к этому, дайте установку себе и ребенку, что мир очень интересен и безопасен. Но поехали дальше. Водить ребенка в сад нужно постепенно, для начала будет полезно по два часа в день, потом лучше потихоньку увеличивать время пребывания в саду, но не стоит затягивать с этим, потому что ребенок может начать пользоваться своим особым положением. А теперь внимание, я сейчас расскажу Вам большой секрет. Уважаемые родители, как бы Вы сильно не торопились и опаздывали на работу, Вы просто обязаны, слышите ОБЯЗАНЫ, попрощаться с ребенком, но недолго, это очень важно, даже несмотря на то, что он уже стоит и плачет, дальше просто хуже будет, также Вы должны убедить его в том, что вы непременно за ним вернетесь, чтобы вместе пойти домой. И что самое главное, Вам просто необходимо помахать ребенку ручкой в окно, постоять и посмотреть на него некоторое время, а то всё, день у ребенка испорчен. Они в этом очень нуждаются. Хотя я не наблюдала за мамой в окно, мне было важно, что со мной она попрощается в группе и всё хорошо. А вот Лера всегда ждала, чтобы мама её помахала в окошко. Боже мой, как много раз, проходя мимо детского сада, я видела малышей, прилипших к окну, в надежде высматривающих свою маму. Фильм «Хатико», конечно, отдыхает. О процессе адаптации еще бы хотелось сказать, что позвольте ходить ребенку со своей любимой игрушкой, для него это очень важно, ну а родителям стоит разговаривать с воспитателем о своем ребенке, о его самочувствии, состоянии, и как он взаимодействует со сверстниками.

Моя мама говорит, что у нас с сестрой процесс адаптации сильно отличался. Я лучше приспособилась к новым условиям. Да, я плакала первое время, мне сложно было расстаться с мамой, но постепенно я привыкла, частенько доходило до того, что моя мама специально приходила за мной пораньше с мыслями: «Ой, как же там моя деточка целый день без меня, наверное, соскучилась, надо её раньше забрать», в итоге маме приходилось ждать меня и сидеть до последнего ребенка, потому что я не хотела уходить. В случае с Лерой каждый раз были с утра слезы по поводу того, что она не хочет идти в сад, к сожалению, для нее это было неизбежно, обстоятельства не позволяли сидеть с ней дома круглыми сутками. Каждое утро маме приходилось вести беседы о том, что детский сад-это здорово, каждое утро маме приходилось давать обещание, что она придет пораньше, и вот попробуй тут только опоздать на несколько минут. Но зато каждый раз мама покупала ей вкусняшки, чтобы Лера ходила в сад без слез. Но только стоило ей привыкнуть к обстановке, обстоятельства сложились так, что нам пришлось поменять детский сад, ей на тот момент было 5 лет. В новом саду адаптация прошла намного легче, потому что с группой и с ней в частности работали психолог и воспитатель, которые помогли ей освоиться в группе, а группе принять новую девочку (в продолжение своей работы я буду говорить именно об этом детском саде).

На самом деле большую роль в развитии ребенка играют: те, кто его окружают и то, чем он занимается. Проводником в жизнь и в порядки детского сада должен стать воспитатель. На одном сайте в Интернете я прочитала, что «Воспитатель-это не профессия, это призвание, образ жизни и состояние души. Он должен не просто любить возиться с детьми, а проживать вместе с ними их маленькие жизни». Согласитесь, что сильно звучит концовка цитаты? И всё же, какими качествами должен обладать воспитатель? Безусловно, это должен быть улыбчивый и приветливый человек, который вызывает доверие. Когда мама впервые увидела моего воспитателя, она была, мягко говоря, в шоке, потому что первое впечатление дало о себе знать. На вид это была серьезная и суровая женщина в возрасте, у которой не забалуешь, и дисциплина у таких людей на высшем уровне. Но на самом деле это был чудесный человек. Помимо этого воспитатель должен быть коммуникабельным, находить общий язык не только с детьми, но и с их родителями. Атмосфера в коллективе должна быть всегда позитивной. Воспитатель должен быть чутким, отзывчивым, готовым всегда помочь и услышать, и в меру строгим. Но общество не стоит на месте, поэтому к вышеперечисленным качествам, добавляется еще несколько. Современный воспитатель должен быть творческой личностью, то есть он должен петь, танцевать, рисовать, знать несколько развивающих методик и применять их на деле. Задача воспитателя состоит во всестороннем развитии ребенка, формировании у него разнообразных навыков, правил поведения, доступных знаний и подготовке малыша к школе. Но наиболее важная и ценная задача — это понимать детей.

Что можно сказать о наших воспитателях с сестрой? Нам очень с ними повезло, это были прекрасные женщины, которые занимались с детьми, и им было важно, кем мы становимся. Это были воспитатели с большим опытом работы, которые могли найти подход не только к детям, но и к родителям. А это очень важно, особенно в такой период. Благодаря им, в группах царила позитивная обстановка, никто ни с кем не ругался, все были дружны и приветливы. Дети всегда были заняты каким-либо делом.

Основной ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, потому что для них — это и учеба, и труд, и способ познания окружающего мира, и форма воспитания. Совместные игры и живое общение способствует самовыражению ребенка. Вращаясь в коллективе сверстников, дети активно схватывают соревновательные навыки и быстро учатся стремлению к лидерству. Благодаря наличию коллектива и правильным действиям воспитателя, малыши учатся правильно реагировать и адекватно относиться к различным жизненным ситуациям. В окружении сверстников у ребенка начинает вырабатываться стремление к объединению и сплочению. Этот достаточно сложный навык вырабатывается в процессе простых коллективных игр или организации развлекательных мероприятий. В процессе общения у деток начинается формирование отношения заботы. Ребята учатся сопереживать и помогать тем, кто младше или слабее. Занятия в детском саду невероятно интересны и разнообразны. Они позволяют разносторонне развиваться ребенку, примеряя к себе различные социальные роли.

Расскажу немного о своем саде по воспоминаниям. Я помню, что мы очень много рисовали и лепили, у нас даже был уголок, где мы выставляли свои работы, чтобы показать родителям. Все праздники сопровождались нашими выступлениями, мы пели, танцевали, рассказывали стихи, участвовали в спектаклях, я помню, что мы ставили сказку «Теремок», я там была мышкой. Еще я помню, что у нас был свой музыкальный ансамбль, где я почетно играла на ложках. В нашей группе была очень большая игровая зона, где дети могли найти интересы себе по вкусу, можно было приготовить пищу на кухне, уложить куклу спать, собрать различные мозаики или из большой библиотеки выбрать интересную книжку и почитать ее, расположившись на удобном диванчике. Я хорошо помню, что каждый ребенок нес ответственность за ту или иную игровую часть, вот я отвечала за библиотеку, у меня всегда там была идеальная чистота и порядок.

У моей сестры было примерно то же самое, но были и существенные отличия, всё таки за 10 лет сады меняются. У Леры в саду был бассейн и разнообразные кружки. То есть дети в свободное время, которое у них было в режиме дня, могли пойти либо в бассейн, либо на кружок по выбору. Лера у нас хорошо рисует, поэтому она ходила на рисование, каждый раз она приносила прекрасные работы. Да и с воспитателем они делали различные поделки, например, куклы из ниток или игрушки на елку, вообще делали то, чем я в саду не занималась. Ей очень нравилось в саду, там она смогла раскрыть в себе талант к рисованию и найти много новых друзей.

Но время идет быстро, и вот ты уже в старшей группе детского сада. А что это значит? Правильно, скоро в школу. В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счета. Но это вовсе не значит то, что родители могут наивно скинуть груз ответственности за подготовку к школе на детский сад. Родители должны быть сами заинтересованы в том, чтобы ребенок был готов школе, имея базовые знания письма, счета и чтения. Вот мама с нами всегда занималась, несмотря на занятия в детском саду, а я еще помимо этого ходила в школу на дополнительные занятия. Благодаря маме я научилась читать в 5 лет и с легкостью читала всё, что мне попадется на глаза. Мама нам с сестрой покупала всякие детские книжки для чтения, журналы, тетрадки с примерами. В саду занятия проходили относительно недолго, минут по 15-20, все же прекрасно понимают, что дети в детском саду не обладают еще пока большим терпением и усидчивостью, поэтому нам этого вполне хватало.

В заключение хочу сказать, что лично у меня язык не повернется сказать, что детский сад-это самое ужасное, что могло случиться со мной. Это было прекрасное время, дайте мне возможность, я бы вернулась туда снова. Поэтому родителям я бы хотела сказать, что не надо отбирать у ребенка возможность ходить в детский сад, где он сможет общаться со сверстниками и делать то, что ему интересно, наивно полагая, что дома ему будет гораздо лучше. И не надо идти у него на поводу, когда он капризничает и не хочет идти в сад. Я понимаю, что в жизни бывают исключения, но это уже совсем другая история.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *